ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

Эксплуатация локальных систем оповещения

Основными документами, регламентирующими порядок создания и эксплуатации Локальных систем оповещения, являются:

  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года
  • Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года.
  • Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»
  • Совместным Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения"
Основными документами, регламентирующими порядок создания и эксплуатации Локальных систем оповещения, являются:

  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года
  • Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года.
  • Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»
  • Совместным Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения"

Задействование локальных систем оповещения

Распоряжение на задействование локальной системы оповещения отдаются — руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект или лицо, его замещающее. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены) потенциально опасного объекта. Непосредственно системы оповещения задействуют дежурные (дежурно-диспетчерские) службы организации.

При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок:

  • подается сигнал "Внимание всем!" путем дистанционного включения электросирен;
  • передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения;
  • с микрофона АРМ осуществляется многократная (2-3 раза) передача речевой информации оповещения;

Длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут.

В соответствии с установленным порядком использования системы оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты. Они утверждаются руководителями организаций, эксплуатирующих названные объекты.

О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района).

Эксплуатационно-техническое обслуживание локальной системы оповещения

После того как ЛСО создана и введена в эксплуатацию (подробнее читайте в статье «Создание ЛСО») наступает период ее эксплуатации. Эксплуатацией ЛСО как правило занимается отдел IT или Отдел связи.

В соответствии с совместным Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" существующие и вновь создаваемые системы локальные системы оповещения должны проходить регулярное эксплуатационно-техническое обслуживание (ЭТО). ЭТО технических средств оповещения должно осуществляться организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Частью II. П. 15. Положения к самостоятельной работе по обслуживанию технических средств оповещения допускаются работники, имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы.

Наличие договоров на ЭТО проверяется Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по субъекту РФ в ходе плановых проверок функционирования ЛСО.

Проверка готовности локальных систем оповещения

В целях поддержания локальных систем оповещения в готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с организациями связи организуют плановые и внеплановые проверки работоспособности региональных автоматизированных систем централизованного оповещения (РАСЦО) или комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН).

При плановых проверках РАСЦО задействуются локальные системы оповещения опасных производственных объектов.

Для контроля готовности ЛСО к использованию по назначению проводятся следующие виды проверок:
- технические проверки готовности ЛСО к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;
- комплексные проверки готовности ЛСО с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления ГОЧС и населения, проживающего на данной территории, должностных лиц потенциально опасного объекта.

Комплексные проверки должны проводиться не реже одного раза в год комиссиями в составе представителей органов управления ГО и ЧС, службы оповещения и связи, организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения. Технические проверки - дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) «Техническая проверка» с последующей записью результатов в книгу учета состояния технических средств оповещения.

При проверке ЛСО в зоне действия ЛСО выходящей за территорию предприятия такие проверки производятся по предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При проведении таких проверок обязательно предварительное информирование населения через средства массовой информации о предстоящей проверке.

МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к выполнению мероприятий ГОЧС так же в рамках мероприятий по надзорной деятельности. Планы проведения проверок публикуются на информационных ресурсах главных управлений МЧС России в сети интернет.

Оценка готовности локальной системы оповещения

Оценка готовности локальной системы оповещения к использованию по назначению производится инспекторами МЧС России. Критериями оценки готовности систем оповещения могут быть:

- исправность оборудования систем оповещения и оконечных устройств;
- уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;
- наличие и ведение документации на технические средства системы оповещения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
- сопряжение ЛСО с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО);
- способность дежурной службы организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;
- возможности по охвату оповещением.
- наличие паспорта ЛСО с установленным перечнем документов.

Готовность локальной системы оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях может быть оценена как «готова к выполнению задач», если:

- создана и готова к работе локальная система оповещения;
- локальная система оповещения сопряжена с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть включены в РАСЦО);
- организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01 или 112;
- технические средства локальной системы оповещения исправны;
- локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, персонал всех организации и не менее 80% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами локальной системы оповещения;
- уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;
- документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
- дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

В остальных случаях Локальная система оповещения или ограниченно готова к выполнению задач, или не готова к выполнению задач. И в том и в другом случае как правило инспектором МЧС России выносится представление об устранении выявленных нарушений.

ООО «Городская безопасность» предоставляет услуги по обслуживанию систем оповещения в Северо-Западном ФО. Если вы не в состоянии обслуживать Ваше оборудование самостоятельно или ищите надёжного подрядчика пожалуйста обратитесь в наш коммерческий отдел, чтобы получить бесплатное ценовое предложение, на обслуживание Вашей IT инфраструктуры. Вы можете позвонить нам по телефону +7-812-920-2345 или просто отправить нам электронное письмо по адресу info@urbansecurity.ru
Необходимо уточнить информацию?
Задайте вопросы эксперту прямо сейчас
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности